02.02.2018 Электромонтажные работы на объектах культурного наследия: сложности и технологические решения.

Руководитель отделения электромонтажных и слаботочных работ

 Работа на объектах культурного наследия – это всегда вызов для специалистов. С одной стороны, задачи предельно понятны: провести освещение, поставить розетки, смонтировать вентиляцию или систему пожаротушения. С другой стороны, ты приходишь на объект и понимаешь, что перед тобой старинные хрупкие своды, совсем другой мир, который уже «уходит», живая история. И хочется максимально его сберечь, деликатно приспособив под современные нужды.

Мне пришлось работать на самых разных ОКН. Это и относительно современная Библиотека Белинского, постройка 20го века, и старинные своды 19 века музея архитектуры и дизайна. В Верхотурье работали на различных площадках. Приходилось работать со стенами старого демидовского завода, хотя он и не признан официально объектом культурного наследия.

В целом я могу выделить 3 группы сложностей, с которыми сталкиваешься при монтаже электрических систем на ОКН: технологические, эстетические и бюрократические. Давайте рассмотрим каждую группу более подробно.

 

Технологические сложности.

  1. Вообще объекты культурного наследия характерны своей непредсказуемостью. Иногда узнаешь, с чем имеешь дело, только вскрыв определенный узел. Например, полы вскрываешь, чтобы перестелить, а внутри оказывается такое плохое состояние, что приходится полностью переделывать перекрытия. Такие «открытия» могут затормозить работы, а также увеличить конечную стоимость работ. Требуется внесение изменений в проект, утверждение. Это в целом. Есть и частные сложности. Сейчас мы про них поговорим.

 

  1. Одна из любопытных проблем, которые приходится решать при монтаже кабеля – толстые стены. Центрального отопления раньше не было, климат на Урале достаточно суровый. Толстые стены прекрасно держали тепло.
Свердловская область Развалины металлургического завода Толщина стен 2200 мм

На Демидовском заводе стены оказались толщиной 2,2 м. Как через такие делать кабельную разводку? В итоге было принято решение делать проход прямо внутри стены, укреплять своды. Получился коридор прямо внутри стены, по которому мог пройти человек. В нем мы и проложили трубы. Зато котельная работала всего на 25% мощности, потому что такие стены было достаточно протопить один раз, а дальше просто поддерживать температуру.

Хорошо, что данный объект не относился к объектам культурного наследия, потому что вряд ли нам бы удалось добиться разрешения делать проход в старинных стенах.

На фото стены завода показаны условно, это не тот объект, с которым мне приходилось работать, но подобный. Тогда мне в голову не приходило делать фотографии.

 

г. Екатеринбург, проспект Ленина, д. 17 Дом И.Я. Рязанова, 1850-е годы Управление НКВД по Свердловской области, 1930-е годы Толщина стен 1600 мм

Дом купца Рязанова на проспекте Ленина 17 был построен в середине 19 века, а в 30-е годы прошлого века в нем располагалось Управление НКВД. Сегодня там находится главное управление МВД России. Толщина несущих стен составляет 1,6 м. В ходе прокладки кабеля необходимо было делать сквозные отверстия. Но такую толщину ни один бур не берет. Максимально длинный бур, который мы нашли, — 1,2 м. Как пройти оставшиеся 40см? Можно, конечно, пробовать с другой стороны, но вероятность точного попадания очень мала. Нарастили бур, сделали что-то типа шлямбура – прошли стену.

 

  1. Старинная кладка – еще одна сложность при монтаже электрокабеля. Штробить такую кладку запрещено, но иногда в стене требуется проложить кабель для розетки, для светильников.

 

г. Екатеринбург, ул.Горького, д. 4а. Музей Архитектуры и дизайна УрГАХУ кабель между кирпичами разводка в полах верхней современной надстройки

Например, в Музее архитектуры и дизайна на Горького 4а у старинной стены нужно было установить витрины с подсветкой. Открытым способом прокладывать кабель неэстетично, штробить стену нельзя. В итоге чтобы проложить кабель для розетки, мы аккуратно выдалбливали путь прямо в швах между кирпичами, укладывая кабель этакой «змейкой». С точки зрения расхода материала это невыгодно, но в данном случае важнее сохранить целостность стены, чем сэкономить кабель. Таким же образом действовали и на Ленина 17.

Иногда удается найти путь для кабеля за счет современных элементов здания, которые неизбежны почти во всех приспособленческих проектах. В том же Музее архитектуры и дизайна над старинным подвальным этажом надстроен вполне современный этаж. Поэтому для подсветки старинных сводов мы делали трубную разводку в полах верхнего этажа и затем опускали кабель вниз. В этом здании вообще очень красиво сделана подсветка, за счет прожекторов и специфических светильников. Одну из старинных стен мы там подсвечивали специальным образом. Причем данной подсветки не было в первоначальном проекте. Мы предложили ее добавить для большего эффекта.

 

г. Екатеринбург, ул.Белинского, д. 15 Библиотека, 1959 г., архитекторы Рабинович С.Ф., Яшунский Е.Б.
  1. Нередко прокладке кабеля «мешают» такие элементы как лепнина. Например, Библиотека Белинского была построена относительно недавно, в 50х годах 20 века. Здание выполнено в стиле советского неоклассицизма, для которого характерно обилие лепнины в интерьере. Эта самая лепнина очень мешала прокладывать кабель. В ходе штробления стены приходилось ее филигранно обходить, но это не всегда удавалось. Пару раз мы все-таки задевали и разрушали элементы лепнины. К счастью, эти гипсовые элементы легко восстановить. Вообще, нам было бы удобнее убрать все лепные элементы, проштробить а потом снова их восстановить, но… сказали «нельзя», «культурное наследие».
  2. Одна из технологических особенностей объектов культурного наследия – дерево, которое было основным строительным материалом. Дерево потенциально пожароопасно. При выборе материалов особое внимание уделялось их пожаробезопасности. Кабель прокладывается всегда в негорючей гофрированной трубе

В той же Библиотеке Белинского все перекрытия деревянные. В них мы делали металлическую трубную разводку. Интересно была решена система пожаротушения. Библиотека – это прежде всего бумажные книги. В случае пожара книгохранилище нельзя тушить водой, книги будут испорчены. Мы смонтировали современную газовую систему пожаротушения. Так, при возникновении пожара помещение наполняется газом, который не поддерживает горение.

 

г. Верхотурье, ул.Кузнечная, д. 14 Дом почетных гостей, 1913 г.

В Верхотурье занимались электрификацией Дома почетных гостей. Это полностью деревянное строение. Оригинал был построен в 1913 году, но в 2010 году полностью сгорел в результате поджога. В 2013 его решено было восстановить. С одной стороны, – новодел, какие-то ноу-хау изобретать не приходилось, но с другой стороны, использовались технологические решения того времени, основной материал – дерево (дом сделан из толстенных бревен с красивыми резными балкончиками), поэтому мы работали только с негорючими материалами.

Домик этот стоит как бы на возвышенности, на открытом пространстве. Чтобы защитить здание от попадания молнии, мы предложили применить относительно современное решение – активную молниезащиту во дворе. Но краеведы не разрешили – современный шпиль молниезащиты может испортить архитектурный ансамбль. Пришлось по старинке вести защиту на крыше.

Эстетические сложности

Так мы плавно подошли ко второй группе сложностей – эстетические сложности. Современные технологические узлы инженерных систем могут нарушить архитектурный ансамбль и интерьеры старинных зданий. По моему опыту, при проектировании инженерных систем в приспособленческих проектах исходят из стоимости итогового решения. Иногда мы готовы были предложить более эстетичное решение, но заказчик не готов был идти на удорожание.

г. Екатеринбург, ул.Горького, д. 4а. Музей Архитектуры и дизайна УрГАХУ

Например, обратите внимание на фото в интерьерах Музея архитектуры и дизайна – старинная кладка «украшена» современными регистрами отопления. Мы предлагали заказчику сделать отопление за счет теплых полов, но это означало бы значительное удорожание проекта. Заказчик не пошел на это. В данном случае такое решение допустимо, потому как сам музей нарочито выполнен на стыке старины и современности. Потолочные светильники, входные группы сделаны совершенно современно, а старинные стены сохранены как дань уважения былой эпохе.

В Верхотурье в музеях монтировали системы видеонаблюдения и системы контроля доступа – старались максимально все спрятать в потолочных деревянных балках. Туда же «прятали» точечные светильники.

Бюрократические сложности

К третьей группе сложностей при проведении электромонтажных работ на ОКН можно отнести бюрократическую волокиту.

С этой точки зрения самым показательным объектом для меня была Библиотека Белинского. Мы сделали на ней достаточно большой объем работ, но пока выполняли, сменилась власть. Новая власть поменяла подрядчиков, с нами просто попрощались, не расплатившись.

Часто заказчики не имеют достаточно полномочий, чтобы принимать решение. Делается запрос экспертам, ожидается ответ. Хорошо, если в это время мы можем работать на других участках. Но бывают и простои.

В той же библиотеке я обратил внимание на то, что старые ни на что не годные светильники передавали в дорогущую реставрацию в Санкт-Петербург, хотя можно было гораздо дешевле приобрести отличные современные копии, и мы предлагали такие варианты. Те светильники, на мой взгляд, никакой ценности не представляли. Здание не настолько древнее, чтобы светильники эти считать уникальными, к тому же за время эксплуатации они уже переделывались неоднократно.